Анализ информационных технологий
Содержание курса
Модели области информационных технологий и международной системы ИТ-образования,
Модель области ИТ. Предмет и общие методы ИТ. Основные понятия концепции открытых систем. Модель международной университетской системы образования в области ИТ. Архитектура системы стандартов куррикулумов организаций ACM и IEEE. Состав и характеристика образовательных стандартов бакалавриата. Характеристика образовательных стандартов магистратуры.
Международная система стандартизации в области ИТ: международных организаций стандартизации.
Классификация организаций стандартизации. Деятельность официальных международных организаций стандартизации: ISO, IEC, ITU. Объединенный технический комитет JTC1. Процесс разработки стандартов ISO. Примеры 3 стандартов ISO. Рекомендации ITU-T и их классификация.
Международная система стандартизации в области ИТ: промышленные консорциумы и профессиональные организации.
Деятельность международных организаций стандартизации: IEEE, ISOC, IAB, IETF, IRTF, OMG, W3C. Процесс стандартизации Interner-технологий. Стадии стандартизации Интернет-протоколов. Модель жизненного цикла RFC-документов.
Концепция профиля ИТ, принципы документирования профилей.
Назначение функциональных профилей. Семантика профиля. Связь с базовыми стандартами. Основные элементы определения профиля. Свойства профилей. Семантика конформности профиля. Тестирование конформности и базовые стандарты. Модель процесса установления конформности. Структура документации профилей. Примеры международных гармонизированных профилей.
Профили окружения открытых систем (OSE-профили).
Назначение OSE-профилей. Свойства открытости систем ИТ. Определение основных понятий. Классификация интерфейсов систем ИТ (API-интерфейсы, CSI-интерфейсы, HCI-интерфейсы, ISI-интерфейсы). Модель концепции OSE-профилей. Свойства интерфейсов. Конформность OSE профилям. Принципы и пример разработки OSE-профилей. Принципы таксономии OSE-профилей. Таксономии профилей OSE POSIX.
Методология и система стандартов POSIX OSE.
Область применения и цели. Структура и состав системы стандартов POSIX: эталонная модель, функциональные спецификации, профили, таксономия профилей. Принципы построения POSIX OSE. Эталонная модель POSIX RM OSE. Общее представление RM OSE. Основные понятия. Элементы POSIX RM OSE Типы интерфейсов и категории сервисов открытых систем. Модель реализации распределенных приложений. Эталонная модель языковых сервисов.
Методология тестирования конформности POSIX (IEEE P2003).
Основные аспекты методологии тестирования конформности POSIX. Процесс установления конформности и его шаги. Идентификация требований конформности. Синтаксис для представления утверждений. Синтаксис родового утверждения. Состав конечных кодов результатов тестирования. Пример утверждений для функции fork().
Система стандартов OSI, эталонная модель RM OSI.
Назначение, область применения и состав системы стандартов взаимосвязи открытых систем. Эталонная модель взаимосвязи открытых систем (модель OSI RM) – X200. Сравнение с эталонной моделью TCP/IP. Основные понятия и элементы эталонной модели OSI. Многоуровневая архитектура взаимосвязи открытых систем. Свойства протоколов и уровней модели. Функционирование эталонной модели. Состав и назначение уровней архитектуры модели OSI RM.
Спецификация сетевого сервиса – X210.
Основные определения. Модель сервиса уровней. Состав типов сервисных примитивов. Основные свойства сервисных примитивов. Типы сервисов. Соглашение о наименовании сервисных примитивов. Соглашения о временных диаграммах. Примеры временных диаграмм. Пример функционирования модели OSI RM.
Модель и спецификация протокольных автоматов.
Машина с конечным числом состояний (Finite-State Machine – FSM) для протокольной сущности. Сценарий и спецификация протокола ABP. Диаграммы состояний сущностей принимающей и передающей сущностей протокола ABP. Табличное представление автоматов для протокола ABP.
Стандарты процессов жизненного цикла систем (ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288).
Область применения и основные определения. Модель стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288. Классификация и состав процессов жизненного цикла систем, структуризация процессов. Адаптация положений стандарта, его связь со стандартом ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207. Пример совместного использования стандартов ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207.
Модели жизненного цикла систем.
Каскадная и спиральная модели жизненного цикла систем и их сравнительная характеристика. Стадии жизненного цикла, определенные в стандарте ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288. Характеристика технических процессов ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288. Примеры описания процессов.
Стандарты процессов жизненного цикла ПС (ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207).
Область применения и основные определения ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207. Процессный подход. Эталонная модель описания процесса. Общие характеристики процессов. Критерии для процессов. Внедрение на уровне организации и на уровне проекта. Адаптация стандарта. Модели и стадии жизненного цикла. Организация настоящего стандарта. Категории процессов. Характеристика технических процессов.
Стандарты процессов жизненного цикла ПС (ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207).
Область применения и основные определения ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207. Процессный подход. Эталонная модель описания процесса. Общие характеристики процессов. Критерии для процессов. Внедрение на уровне организации и на уровне проекта. Адаптация стандарта. Модели и стадии жизненного цикла. Организация настоящего стандарта. Категории процессов. Характеристика процессов жизненного цикла программных средств.
Назначение ISO/IEC 20000. Структура стандарта и состав процессов ISO/IEC 20000.
Концепция управления качеством информационных услуг (Information Technology Service Management – ITSM). Эталонная модель ITSM. Состав и формализация процессов функционирования ИТ-подразделений. Понятие жизненного цикла ИТ-услуги. Гарантия ИТ-услуг. Связь ITSM с СМК. Модель взаимоотношения между бизнесом и внешними контрагентами (подрядчиками).
Состав и назначение стандартов ГОСТ Р ИСО/МЭК 9000 и принципы их использования.
Архитектура стандартов ИСО 9000. Назначение стандартов ГОСТ Р ИСО/МЭК 9000, 9001, 9004, 10013. Модель СМК. Основные принципы построения СМК. Роль руководства в СМК. Документируемые процедуры. Руководство по качеству. СМК в управлении ресурсами, производственными процессами, дефектами производства, повышением эффективности производственной деятельности. Пример построения СМК организации для образовательной структуры.
Результаты освоения курса
Знать
основные понятия, принципы, методологию, базовые стандарты концепции открытых систем, а также основные стандарты систем-ной и программной инженерии;
Уметь
разрабатывать функциональные профили систем ИТ на принципах концепции открытых систем, а также адаптировать стандарты системной и программной инженерии при проектировании процессов жизненного цикла целевых систем;
Владеть
методами построения тестовых комплектов для тестирования реализаций прикладных интерфейсов систем ИТ исходным стандартам и профилям.